В войне с вирусами главное – не упустить время и знать, чем ударить в ответ
В современном мире человека, ни разу не болевшего гриппом, можно считать инопланетянином. Потому что этот вирус стал чем-то вроде вселенского кармического проклятия. Каждый год он косит миллионы людей и, провоцируя тяжелые осложнения, забирает количество жизней, сопоставимое с маленькой войной.
По сути, это и есть война: давняя, затяжная, можно сказать – бесконечная. В которой человечество противостоит на редкость сильному и изощренному агрессору. Каждый переболевший с ужасом вспоминает вычеркнутую из жизни неделю, проведенную в гриппозном аду. Температура, ломота, полубред при гриппе настолько впечатляющи, что страх заболеть снова закрепляется после «первого опыта» и остается на всю жизнь.
И у этого страха есть все основания. Бесконечность войны между вирусами гриппа и человеком определяется не только уникальной разрушительной мощью этих вирусов, но и тем, что они, как известно, постоянно мутируют, создавая свои измененные версии, стремясь обмануть иммунитет, подсовывая ему очередные нераспознаваемые модификации.
Инструктаж по спасению утопающих
И вот ежегодно, с наступлением осенне-зимних холодов, означающих очередное обострение на «фронте», общество погружается в гриппозную истерию. А в иные годы – пандемические – грипп провоцирует вообще апокалипсические картинки. Вроде тех, которыми отличился сезон 2009/10, когда в одночасье улицы заполнились людьми в масках, со страшными глазами шепчущими заклинание «аш-один-эн-один»; когда пассажиры маршруток и метро готовы были учинить суд Линча над любым невинно покашливающим; когда из аптек вымели все, что имело даже отдаленное отношение к вирусной теме, а «женщина с косой» в ранге премьер-министра с изменившимся лицом выгружала из самолетов заграничные волшебные лекарства…
Хотя эта картина выглядит довольно странно для современного мира, в котором люди имеют весь инструментарий для получения информации, являющейся ключом к осознанию процессов, опасных для здоровья и жизни. Страх, паника, тяжелая болезнь – следствия абсолютного непонимания природы гриппа и дефицита необходимых знаний о том, как минимизировать риски заболеть или того хуже – получить смертельно опасные осложнения, которыми славен наш коварный враг.
Знание подлых повадок вируса-агрессора для большинства остается врачебной тайной. Врачи, безусловно знающие законы этой войны, не имеют ни времени, ни желания объяснять пациентам даже прописные истины. И получается, что сидящие в окопах массы, над головами которых со свистом пролетают пули-вирусы, брошены командирами на произвол судьбы.
Поэтому старая пословица «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» приобретает в этой ситуации особый смысл. Речь идет о той степени обязательной информированности, которая позволит каждому обеспечить быструю и действенную защиту себя, семьи, детей от летящей пули – вируса гриппа.
Трагедия «режима ожидания»
Судьба многих заболевших напоминает сказку о потерянном времени. Стандартным в начале заболевания является период своеобразных душевных мук. Человек, почувствовавший недомогание, пытается убеждать себя в том, что «это» может быть и вовсе не грипп, а примитивная ОРВИ. Ведь возбудителей острых респираторных инфекций тьма-тьмущая: вирусы парагриппа, аденовирусы, энтеровирусы, респираторно-синцитиальные вирусы и другие. Пользуясь бабушкиными лекалами, народ мусолит термометр: если, скажем, 38,5, то может, простудился, а как больше 39 – это, мама дорогая, грипп!
В этих дилетантских исследованиях нет даже теоретического смысла. Потому что ОРВИ и грипп – это внедрение в организм агрессивного «чужого», против которого иммунная система еще не успела выработать эффективное оружие. Разница, в зависимости от типа вируса, состоит в скорости нарастания вирусной нагрузки, и как следствие – повышении уровня воспалительного процесса в месте поражения (верхних и/или нижних дыхательных путях). Далее все идет по одной схеме – если не обуздать вирус в начальной стадии его активности, возникают бактериальные осложнения – риниты, синуситы, отиты, трахеиты, тонзиллиты, пневмонии, менингиты, невриты и другие заболевания.
Так что, действительно, при ощутимой разнице инфекций, первые симптомы ОРВИ и гриппа могут быть похожи. Точно установить диагноз могут только специальные анализы, но тут надо учесть, что, во-первых, индивидуум, сдающий анализ с целью выяснить, грипп у него или ОРВИ – это явно музейный экспонат. Во-вторых, результаты своих анализов индивидуум получит в лучшем случае через 2-3 дня. Потеря ценного времени сравнима с пропуском от хорошего боксера удара в челюсть с последующим нокдауном или хуже того – нокаутом. Если речь идет о вирусе гриппа, счет идет буквально на часы, иначе будет поздно, как говорится, пить «Боржоми».
Тут фармнаука в помощь – в инструкциях к препаратам с доказанным механизмом прямого действия на вирус гриппа (группа G05 по международной классификации – в Украине рынок таких лекарств довольно узок, наиболее известными являются Тамифлю и лекарственные препараты на основе действующего вещества Протефлазид) указывается, что принимать их есть смысл в первые 48 часов после появления начальных симптомов. Потому что именно за такой временной отрезок достигается максимальная вирусная нагрузка. Повлиять на сам вирус гриппа после этого уже не смогут никакие танцы с бубном. Дальше болезнь развивается по своим законам.
И теперь – включаем простую логику. Если на дворе эпидемический сезон, если вы ездите в транспорте, работаете в офисе, бегаете за покупками – нужно четко понимать, что с очень большой долей вероятности у вас именно грипп. Есть ли смысл в такой ситуации играть в русскую рулетку, задаваясь глупым вопросом, а не ОРВИ ли это?
Ответ понятен.
Следующий вопрос не менее важен – чем именно ослабить вирус. А для этого нужно понять, как именно он действует, в чем его подлая тактика и чего он хочет достичь. Вас ждет открытие – грипп способен на удары такой убийственной мощи, которой человек неинформированный даже представить себе не может. Для организма это – его Хиросима и Нагасаки, не меньше…
Грипп изнутри: сюжет, о котором мечтал бы Хичкок
Итак. Как бы маниакально вы ни мыли руки, заедали витамины чесноком и толдычили тайные мантры тибетских монахов, – вирус гриппа всегда может выбить ваши пограничные заставы и проникнуть на суверенную территорию.
Даже те, кто вакцинировался, не имеют 100-процентной гарантии безопасности, так как нередко прогнозы о циркуляции вирусов в том или ином сезоне оказываются неточными, и на «рынке гриппа» с большой долей вероятности может появиться неучтенный штамм во всей своей убийственной красе.
Как правило, неприятное «знакомство» с таким экземпляром происходит через дыхательные пути, при этом по незнанию мы сами часто облегчаем вирусу задачу. Скажем, организм отвечает на первую атаку вируса синтезом иммуноглобулинов, увлажняя носоглотку – возникает примитивный насморк. Но каждый уважающий себя гражданин в этой ситуации начинает панически капать в нос сосудосуживающие капли, высушивая слизистую и гостеприимно открывая вирусу дверь в собственное недалекое мучительное будущее… Это заблуждение, откровенно говоря, граничит с идиотизмом, так как мы сознательно говорим гриппу «Добро пожаловать!». Лишая себя естественной защиты от вирусов, мы сами помогаем вирусу преодолеть первый защитный барьер организма и открываем дверь между верхними дыхательными путями и нижней дыхательной системой (трахеей, бронхами, легкими).
Следующее коллективное заблуждение – надежда на иммунитет. Это наивно по нескольким причинам. Во-первых, сам человек не может адекватно оценивать состояние своей иммунной системы и спрогнозировать тяжесть протекания болезни. Во-вторых, в начальной стадии заболевания индивидуальные возможности иммунитета определяют лишь время, за которое вирус сломает защиту организма. Просто надо понимать, что он ее таки «положит» – у одного человека на вторые сутки, у другого – на четвертые… Потому что вирус гриппа обладает рекордно буйным характером: он умеет просто шокировать иммунитет невероятными, дикими темпами своего размножения – вирусная нагрузка в первые двое-трое суток вырастает, – вдумайтесь! – от 10 в 4-й степени до 10 в 24-й! С таким напором иммунитет справиться не успевает, ему нужно время на выработку адекватной реакции.
Таким образом, в первые часы и дни кампания напоминает немецкий «блицкриг» – вирус практически беспрепятственно шествует по организму, как танки Гудериана по Европе в 1939-ом …
Если максимально избегать медицинской терминологии, этапы этой стремительной оккупации выглядят так.
Прорвавшись, вирусы гриппа крепятся к мембране эпителиальной клетки. Затем они проникают внутрь нее и создают там собственную биохимическую лабораторию, в которой формируют так называемые вирионы. Эти полноценные вирусные частицы способны производить себе подобных. В их возне внутри вашей клетки участвуют ферменты тимидинкиназы, ДНК и РНК-полимеразы и нейраминидазы – это звучит чем непонятнее, тем страшнее, и не зря – результатом становится синтез вирусного генома. После чего вирионы сбиваются в бандитскую стаю, вырываются из захваченной клетки, и новые вирусные частицы набрасываются на другие клетки. И все это – в бешеном темпе.
А так как вирус гриппа обожает именно эпителиальные клетки, его экспансия стремительно несется туда, где есть чем полакомиться – через носоглотку в бронхи и легкие.
В результате, как многие уже догадались, начинается самое распространенное осложнение гриппа – острое воспаление легких. А в случае с пандемическим, особо агрессивным штаммом – геморрагическое воспаление, известное по пандемии «свиного» гриппа A-H1N1 2009 года как «атипичная пневмония». Сравнимая с картинками «хичкоковских» ужасов, потому что сопровождается лопающимися сосудами легких и кровоизлиянием: именно поэтому в новостийных сюжетах того времени фигурировал страшный термин «черные легкие», которые наблюдались при вскрытии умерших…
Ответный удар
Все эти леденящие душу подробности необходимы для того, чтобы от понимания механизма вирусной атаки перейти к поиску эффективной защиты. Чем, собственно, мы можем удавить врага в зародыше, не дав ему шанса осуществить свою смертельно опасную оккупацию?
Все просто – надо включить любопытство, и, уже зная пусть на начальном уровне, тактику и стратегию вируса, погрузиться в изучение лекарственных инструкций. Где, благодаря строгим правилам фармрынка, содержится максимальная информация о механизмах действия препаратов.
Тут необходимо отсечь некоторое количество «лекарственного спама»: если вы, скажем, собираетесь двинуться в сторону гомеопатического тренда или моды на «прокачку» иммунитета – вирус скажет вам большущее спасибо. Потому что гомеопатия, конечно, безвредна, но не только для вас, но и для вируса. А в случае с модными иммуномодуляторами ситуация немного хуже. В период, когда иммунная система до предела напряжена вирусной атакой, пытаться искусственно ее стимулировать – это значит, создавать дополнительную загрузку, которая может привести иммунную систему организма в состояние «временного паралича» (по-научному в состояние рефрактерности).
Поэтому выбор на самом деле ограничен препаратами, входящими в группу G05 по международному классификатору, то есть препаратами прямого противовирусного действия.
Таков первый принцип выбора. Второй намного тоньше. Тут нужно вспомнить о том, как и за счет чего захватчик так эффективно оккупирует клетки организма. В этом процессе участвуют подельники вирусов гриппа – ферменты тимидинкиназы, РНК-полимеразы, ДНК-полимеразы и нейраминидазы – его помощники в проникновении и размножении. Таким образом, становится понятно, что задача эффективного противовирусного препарата для лечения гриппа на самом деле состоит не столько в угнетении синтеза нейраминидазы (что является традиционным механизмом действия части препаратов группы G05), сколько в угнетении генетического материала вируса – тимидинкиназы и РНК-полимеразы.
Традиционные препараты (Тамифлю и другие) являются именно блокаторами синтеза нейраминидазы, но к сожалению не обладают механизмом подавления синтеза тимидинкиназы и РНК-полимеразы. Поэтому не могут полностью блокировать создание и созревание вириона гриппа, то есть процесса размножения вируса в организме.
К тому же безопасность препарата является одним из факторов выбора, поэтому если вы молоды и относительно здоровы, можете вооружиться блокатором нейроминидазы. Но для детей и обладателей хронических болезней этот вариант небезопасен.
Поэтому процесс изучения выведет на следующий вариант: препараты, в основе механизма действия которых лежат флавоноиды – растительные полифенолы. Эти лекарства также отнесены к группе противовирусных препаратов G05 и доказали свое прямое противовирусное действие в ходе клинических исследований. Врачи все чаще обращают внимание именно на флавоноиды с учетом их безопасности: эти препараты разрешено применять даже при лечении детей с первых дней жизни.
При этом флавоноиды демонстрируют по отношению к вирусам похвальную беспощадность: они подавляют размножение не только вирусов гриппа, но и ОРВИ, что очень важно! Суть в том, что флавоноиды блокируют синтез всей злобной банды ферментов вирусов гриппа и ОРВИ: тимидинкиназ, РНК-полимераз, ДНК-полимераз и нейроминидаз. Другими словами, вирусы теряют свою хваленую способность к быстрому размножению, организм больного не получает пиковых вирусных нагрузок, а иммунная система не «ложится», получив возможность добить агрессора.
При этом отпадает потребность гадать на кофейной гуще – грипп это или ОРВИ. Для лекарственных препаратов на основе флавоноидов действующего вещества Протефлазид (Флавовир® – он же обновленный Иммунофлазид®) эта разница не важна.
В войне с гриппом каждый может изменить позицию с обороняющегося на контратакующего. Изучить поле боя, разведать планы и средства противника и ударить в ответ.
Лариса КУЗНЕЦОВА, педиатр, профессор кафедры клинической иммунологии и аллергологии Национальной медицинской Академии последипломного образования им. Шупика